| |
ЗАЩИТА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ИНТЕРНЕТЕ
В практике арбитражных судов РФ возникла проблема о защите прав владельцев товарных знаков при использовании их в доменном имени (адресе в системе Интернет). Актуальность и важность данного вопроса объясняется широким коммерческим использованием субъектами экономического оборота ресурсов всемирной сети Интернет для привлечения покупателей товаров и услуг. Владельцы товарных знаков требуют признания своего исключительного права на использование обозначения, идентичного или сходного с товарным знаком, в доменном имени при ведении коммерческой деятельности в Интернете. Они выступают против того, чтобы такие обозначения использовались в доменных именах, зарегистрированных другими субъектами экономического оборота, без соответствующего разрешения.
Судебная практика по данному вопросу в России пока еще не сложилась. Существует много нерешенных вопросов, связанных с условиями защиты прав владельцев товарных знаков. Однако в западных странах и на международном уровне начиная с 1995 года уже накоплен значительный опыт по разрешению подобных споров, который может быть полезен для России. В данной статье я попытаюсь осветить основные подходы к решению проблемы защиты прав владельцев товарных знаков при недобросовестной регистрации доменных имен в сети Интернет.
1. Специального законодательства о защите интеллектуальной собственности в Интернете на данный момент ни в одном из государств не существует. Поэтому защита прав владельцев товарного знака в случае использования последнего в Интернете происходит на основании специальных законов о товарных знаках, которые приняты практически во всех западных странах.
В этих законах (например, США, ФРГ, Великобритании) закреплено, что владелец товарного знака обладает исключительным правом на его использование в коммерческих целях. Нарушением прав владельца товарного знака признается использование обозначения, идентичного или сходного с товарным знаком, в коммерческой деятельности без разрешения владельца в отношении идентичных или сходных товаров или услуг, что создает опасность (возможность) смешения товаров или услуг, охраняемых товарным знаком, и товаров или услуг, предлагаемых под таким обозначением.
Так, статья 14 Закона о товарных знаках ФРГ гласит:
"(1) Приобретение защиты товарного знака согласно статье 4 предоставляет владельцу знака исключительное право.
(2) Третьим лицам запрещается без согласия владельца знака в деловом обороте:
1. Использовать обозначение, идентичное с товарным знаком, в отношении товаров или услуг, которые идентичны подпадающим под защиту товарного знака товарам и услугам;
2. Использовать обозначение, когда из-за идентичности или схожести данного обозначения с товарным знаком и из-за идентичности или схожести товаров или услуг, охваченных знаком и обозначением, для публики существует опасность смешения, включая опасность того, что обозначение связано с товарным знаком".
2. Судебная практика зарубежных стран, основываясь на толковании норм специальных законов о товарных знаках, признает нарушением прав владельца товарного знака несанкционированное использование в доменном имени обозначения, идентичного или сходного с товарным знаком, в отношении идентичных или сходных товаров и услуг.
Во многих судебных решениях, принятых в спорах о доменных именах, отмечается, что владелец прав на товарный знак обладает исключительным правом распространять информацию о товарах и услугах, охватываемых товарным знаком, в компьютерной сети Интернет с использованием в качестве доменного имени обозначения, идентичного или схожего с товарным знаком. Использование же в качестве доменного имени обозначения, идентичного или схожего с товарным знаком, в отношении идентичных или сходных товаров и услуг лицом, не имеющим на это разрешения владельца прав на товарный знак, создает опасность смешения товаров и услуг на рынке и является недобросовестным (такая оценка была дана в решениях суда земли Дюссельдорф по делу о доменном имени "epson.de" от 04.04.1997 г. (ФРГ), Верховного суда земли Карлсруэ по делу о доменном имени "zwilling.de" от 26.06.1998 г. (ФРГ), Апелляционного суда Великобритании по делу о доменном имени "marksandspencer.co.uk" от 23.07.1998 г., суда Высокой инстанции Версаля по делу о доменном имени "champangnecereales.com" от 14.04.1998 г. (Франция) и др.).
Ключевым моментом для признания нарушения прав владельца товарного знака при использовании сходного или идентичного товарному знаку обозначения в доменном имени является опасность (возможность) смешения товаров и услуг, защищаемых товарным знаком, и товаров и услуг, предлагаемых под определенным доменным именем.
3. Международные конвенции по вопросам интеллектуальной собственности также позволяют определить основные принципы защиты прав на интеллектуальную собственность, в том числе и прав на товарный знак при его использовании в Интернете.
Так, Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Россия является участницей) в статье 10 bis п. 3 устанавливает, что "подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента".
Другой пример - статья 16 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), к которому Россия должна присоединиться в ближайшее время для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), гласит: "Владелец зарегистрированного товарного знака имеет исключительное право не разрешать третьим лицам без его согласия использовать в торговле идентичные или подобные обозначения для товаров и услуг, которые идентичны или подобны тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, если в результате такого использования возникает вероятность смешения". Можно сделать вывод о том, что согласно международному праву действия, приводящие к возможности смешения товаров и услуг, также являются нарушением прав на товарный знак, в том числе и действия, связанные с использованием товарного знака в доменном имени в сети Интернет.
4. Международные организации собирают и анализируют опыт разрешения споров по вопросам защиты интеллектуальной собственности в Интернете в различных странах, и на его основе вырабатываются рекомендации. В частности, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) представила в 1999 году доклад о доменных именах в Интернете, где были отражены рекомендации национальным властям по вопросам регистрации доменных имен в Интернете. Пункт 171 данного доклада содержит следующее определение неправомерной регистрации доменного имени:
"(1) регистрация доменного имени должна рассматриваться как неправомерная, когда выполняются следующие условия:
(j) доменное имя идентично или обманчиво подобно товарному знаку или знаку обслуживания, на которые истец имеет права;
(jj) владелец доменного имени не имеет никаких прав или законных интересов в отношении доменного имени;
(jjj) доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно.
(2) для целей параграфа (1) (jjj) следующие действия будут служить доказательством недобросовестной регистрации и использования доменного имени:
а) предложение продать, арендовать или иначе передать доменное имя собственнику товарного знака или знака обслуживания или конкуренту собственника товарного знака или знака обслуживания на возмездной основе; или
в) попытка привлекать для получения финансовой прибыли пользователей Интернета к доменному имени владельца веб - сайта или другого онлайнового местоположения, тем самым создавая смешение с товарным знаком истца; или
c) регистрация доменного имени для того, чтобы воспрепятствовать собственнику товарного знака или знака обслуживания отразить знак в соответствующем доменном имени, при условии, что модель такого поведения была установлена владельцем доменного имени; или
d) регистрация доменного имени, чтобы разрушить бизнес конкурента".
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что зарубежная и международная практика свидетельствуют о возможности и необходимости защиты прав владельцев товарных знаков в Интернете при регистрации доменных имен при наличии следующих условий:
1) в доменном имени используется обозначение, сходное или идентичное товарному знаку, в отношении идентичных товаров или услуг, создавая при этом опасность смешения;
2) доменное имя используется в коммерческих целях;
3) разрешения владельца товарного знака на такое использование получено не было, и при этом сам владелец доменного имени не имеет никаких законных прав в отношении данного доменного имени.
| |
НОВОСТИ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ
13.10.2008 Контрольный пакет ''Бананы-мамы'' готовы продать из-за долга более 1 млрд руб. Вклады до 13,34% годовых. Банк без инвестиций на фондовом... [подробнее...]
13.10.2008 Продуктовый ритейл ждет банкротств и поглощений В начале этого года ритейлеры из России пополнили список топ-250 мировых лидеров Deloitte Touch. Такая тенденция не выглядела удивительной, так как рост в продуктовой рознице по итогам 2007г.... [подробнее...]
27.09.2008 Сулейман Керимов хочет купить у Потанина 35% ''Полюс Золота'' за $1,6 млрд ''Нафта Москва'' Сулеймана Керимова, которая до весны этого года являлась основным акционером ''Полиметалла'', направила владельцу ''Интерроса'' Владимиру Потанину'' предложение о покупке... [подробнее...]
|
КУРСЫ ВАЛЮТ
ЦБРФ на
|
|