ЗАО "КРИБЕЛ-КОНСАЛТ"
kribel.ru  

О компании

    О КОМПАНИИ

    РЕГИСТРАЦИЯ
  • Регистрация юридических лиц
  • Регистрация изменений
  • Регистрация филиалов
  • Регистрация представительств
  • Регистрация ИП
  • Регистрация ценных бумаг
  • Готовые фирмы
  •     РЕОРГАНИЗАЦИЯ

        ЛИКВИДАЦИЯ

        ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

        ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

        ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

        КОРПОРАТИВНЫЙ СЕРВИС

        СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

        МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

        КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ

        АРБИТРАЖ

        ОЦЕНКА

        IT - ИНЖИНИРИНГ

        ON-LINE КОНСАЛТ

        КОНТАКТЫ





    СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ООО

        Основополагающие правила об участниках общества с ограниченной ответственностью установлены в ст. 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон), которая развивает нормы ст. ст. 66 и 88 ГК РФ. Подобные положения предусмотрены и акционерным законодательством Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах").

        Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. При этом федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах (см. п. 1 ст. 7 Закона).

        Из смысла данной нормы следует, что в составе участников общества с ограниченной ответственностью могут быть:
        • только граждане (гражданин)
        • только юридические лица (юридическое лицо)
        • одновременно граждане (гражданин) и юридические лица (юридическое лицо)
        Право гражданина создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами основано на нормах гражданского законодательства Российской Федерации. Статья 18 ГК РФ, раскрывая содержание правоспособности граждан, предусматривает, в частности, и названное право гражданина. Но гражданин должен быть способен реализовать это право, иметь возможность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (см. ст. 21 ГК РФ). Поэтому учредителями общества могут быть только дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств и т.п.

        По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста. Однако когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

        Кроме того, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным при определенных условиях (эмансипация) также является юридическим фактом, позволяющим такому несовершеннолетнему своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В ст. 27 ГК РФ установлено, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту (имеется в виду - на постоянной основе), либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

        Таким образом, учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также несовершеннолетние с 16 лет с учетом правил, установленных ст. 27 ГК РФ.

        Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (кроме открытых акционерных обществ).

        Чаще всего в законодательстве встречаются запреты для отдельных категорий лиц на занятие предпринимательской деятельностью. Таковы, например, правила, установленные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , ст. 17 которого запрещает гражданскому служащему осуществлять предпринимательскую деятельность (подп. 3 п. 1), приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (подп. 4 п. 1). Подобные запреты установлены также в отношении муниципальных служащих, судей, депутатов представительных органов и некоторых других категорий физических лиц.

        Если запрет на ведение предпринимательской деятельности толковать расширительно, то, казалось бы, он должен применяться в отношении указанных выше категорий граждан, занимающих должность или осуществляющих деятельность, несовместимую с предпринимательством. Однако имеются ли юридические основания для такого толкования норм, устанавливающих запреты для отдельных категорий граждан заниматься предпринимательской деятельностью?

        В связи с этим целесообразно иметь в виду следующее. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане и юридические лица. Строго говоря, создание (учреждение) юридического лица или участие в нем - это не предпринимательская деятельность гражданина, а единичный волевой акт, свидетельствующий лишь о предприимчивости гражданина-учредителя. После создания и государственной регистрации юридического лица предпринимательскую деятельность осуществляет не гражданин-учредитель, а созданное им юридическое лицо от своего имени и под свою ответственность.

        Несмотря на наличие множества теорий и многогранность понятия юридического лица, российские цивилисты едины в том, что юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени . Очевидно, что юридическое лицо и физическое лицо - это два разных субъекта права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск несет самостоятельную имущественную ответственность. Поэтому предпринимательская деятельность гражданина путем участия в учреждении юридического лица невозможна в принципе. Что же касается предпринимательской деятельности физического лица (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно, без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.

        Данный вывод подтверждается нормами современного законодательства. Так, в содержание правоспособности граждан ст. 18 ГК РФ включает, в частности, права: заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.

        Таким образом, ГК РФ различает:
        • предпринимательскую деятельность гражданина, т.е. деятельность, которую данный гражданин осуществляет непосредственно
        • создание гражданином юридического лица, т.е. имеющий самостоятельное правовое значение волевой акт, влекущий юридические последствия, но не относящийся к предпринимательской деятельности гражданина
        Поэтому установленные законодательством запреты для отдельных категорий граждан заниматься предпринимательской деятельностью не позволяют таким лицам выступать в гражданском обороте в качестве индивидуальных предпринимателей. Что же касается участия указанных граждан в юридических лицах, то приведенные выше рассуждения и буквальное толкование понятия "предпринимательская деятельность" не дают оснований для того, чтобы приравнивать такое участие к занятию предпринимательской деятельностью.

        Если законодатель, устанавливая названные запреты, имел в виду также ограничение участия отдельных категорий граждан в юридических лицах, то соответствующие нормы, с нашей точки зрения, должны быть сформулированы более определенно и недвусмысленно. Это возможно путем внесения необходимых изменений и дополнений в действующие законодательные акты как федерального, так и регионального уровней. Примером достаточно ясной формулировки такого рода норм может служить действующее правило п. 2 ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которому руководитель унитарного предприятия не вправе, в частности, быть учредителем (участником) юридического лица, заниматься предпринимательской деятельностью.

        Юридическое лицо по общему правилу может быть участником общества с ограниченной ответственностью в силу своей правоспособности (см. ст. 49 ГК РФ), возникающей с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица. Однако данное правило не распространяется на хозяйственные общества, состоящие из одного лица, - они, согласно п. 6 ст. 98 ГК РФ, не вправе быть единственным участником другого хозяйственного общества, состоящего из одного лица. Если же в обществе несколько участников, то хозяйственное общество, состоящее из одного лица, вправе быть его участником.

        Необходимо учитывать также установленные законодательством для отдельных групп юридических лиц ограничения или запрет на участие в хозяйственных обществах.

        Например, учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66, п. 2 ст. 298 ГК РФ)

        Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать в качестве учредителей (участников) обществ с ограниченной ответственностью, за исключением кредитных организаций, учредителями (участниками) которых они не могут быть, с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. ст. 6 и 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

        Пункт 2 ст. 7 Закона запрещает государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями общества с ограниченной ответственностью, кроме случаев, когда такая возможность предусмотрена федеральными законами. Вслед за Законом "Об акционерных обществах", вступившим в силу с 1 января 1996 г., Закон с 1 марта 1998 г. установил аналогичный запрет в отношении обществ с ограниченной ответственностью. Напомним, что в п. 4 ст. 66 ГК РФ содержится общая норма, согласно которой государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Ей корреспондирует специальная норма Закона.

        Недействительными признаются также сделки, связанные с приобретением после введения в действие ГК РФ государственными органами или органами местного самоуправления, не уполномоченными на то в соответствии с законом, акций акционерных обществ либо доли в уставном капитале иных хозяйственных обществ.

        В случаях, когда учредителем хозяйственного общества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие ГК РФ его учредителем признаются соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование.

        Одним из случаев, когда федеральным законом предусмотрено иное, является право специализированных учреждений, осуществляющих продажу федерального имущества в процессе его приватизации, осуществлять от имени Правительства РФ функции по продаже приватизируемого федерального имущества (ст. 6 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"). В соответствии с подп. 13 п. 11 раздела II Устава специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" указанное учреждение выступает по поручению Правительства РФ учредителем (участником, акционером) хозяйственных обществ.

        При решении вопроса о возможном субъектном составе учредителей того или иного общества с ограниченной ответственностью необходимо также учитывать правила, установленные специальным законодательством, регулирующим специфические сферы деятельности (банковскую, страховую и др.). Например, такие правила содержат Положения ЦБР от 19 марта 2003 г. N 218-П о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций и от 19 апреля 2005 г. N 268-П о порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации и другие нормативные правовые акты.

        Второй абзац п. 2 ст. 7 Закона допускает учреждение общества с ограниченной ответственностью одним лицом (гражданином или юридическим лицом), которое становится его единственным участником. Ограничение здесь установлено только одно - учредителем и участником такого общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Заметим, что зарубежное законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, как правило, требует наличия в таком обществе не менее двух учредителей. Однако в Германии Законом об обществах с ограниченной ответственностью 1980 г. допускается возможность создания подобных корпораций одним лицом. ГК РФ и Закон восприняли указанное правило.

        Если общество учреждено одним лицом, данное лицо становится и его единственным участником, что, однако, не исключает в дальнейшем возможности приема третьих лиц в состав участников общества с соблюдением установленных Законом правил об увеличении уставного капитала, изменении устава и др. В этом случае участник, учредивший общество, будет продолжать оставаться его единственным учредителем, но общество уже не будет являться хозяйственным обществом с единственным участником.

        И наоборот, общество с ограниченной ответственностью, имеющее несколько участников, может впоследствии трансформироваться в общество с одним участником. Это возможно, например, в случае выхода (ст. 26) или исключения (ст. 10) участников из общества, разделения общества с ограниченной ответственностью с передачей его прав и обязанностей вновь созданным обществам (ст. 54 Закона), каждое из которых состоит из одного лица, и в других случаях.

        Как уже отмечалось, общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

        К обществам с ограниченной ответственностью с одним участником применяются правила, предусмотренные Законом. Исключение составляют случаи, когда для таких обществ им установлены специальные нормы (например, второй абзац п. 1 ст. 11, ст. 39) или когда применение его общих норм вступило бы в противоречие с самой сущностью соответствующих отношений.

        Как установлено п. 3 ст. 7 Закона, число участников общества не должно быть более 50.

        Если число учредителей общества превысит 50, т.е. в хозяйственном обществе будут участвовать 51 и более лиц, то такое общество должно изначально создаваться в форме открытого акционерного общества, поскольку в силу п. 3 ст. 7 Закона оно не может быть создано в качестве общества с ограниченной ответственностью и в силу п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" не может создаваться в виде закрытого акционерного общества.

        Если в процессе деятельности общества в результате приема в состав его участников третьих лиц, слияния обществ или других обстоятельств общее количество участников станет равно или более 51, то такое общество обязано преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (о преобразовании общества с ограниченной ответственностью см. ст. 56 Закона). Для подготовки и проведения преобразования Закон в качестве общего правила отводит один год с того момента, когда количество участников соответствующего общества превысило 50 лиц. Этот момент определяется по дате вступления в силу решения органа общества, согласно которому число его участников превысило допускаемый Законом предел.

        В случае несоблюдения требований императивных норм, установленных п. 3 ст. 7 Закона, общество с ограниченной ответственностью подлежит принудительной ликвидации в судебном порядке на основании п. 2 ст. 61 и ст. 88 ГК РФ (о ликвидации общества см. ст. ст. 57, 58 Закона).




    РЕГИСТРАЦИЯ




    Состав участников ООО


    НОВОСТИ БИЗНЕСА

    13.10.2008 В России начата сборка нового внедорожника
    Ульяновский автомобильный завод приступил к серийному производству нового автомобиля UAZ Pickup. Впервые новинку показали на Московском автосалоне, прошедшем...
    [подробнее...]



    13.10.2008 ''Евросеть'' закрыла дочерние компании в Индии
    Компания ''Евросеть'', крупнейший в России и СНГ сотовый ритейлер, закрыла свои дочерние компании в Индии. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Наталья...
    [подробнее...]



    27.09.2008 ''АЗБУКА ВКУСА'' запускает новый проект SHOP-IN-SHOP
    Сеть премиальных городских супермаркетов ''Азбука Вкуса'' (24 магазина) объявляет о старте нового проекта ''Вкусная Япония''. В магазинах сети концептуальный проект будет реализован в формате...
    [подробнее...]






    КУРСЫ ВАЛЮТ
    ЦБРФ на






    © ЗАО "КРИБЕЛ-КОНСАЛТ", Москва

    661-63-24-многоканальный; E-mail: zao@kribel.ru


    Rambler's Top100





    web design by mvm.ru art studio