| |
СОДЕРЖАНИЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ
Содержание фирменного наименования - это совокупность тех элементов (словесных, буквенных, цифровых), из которых оно состоит, которые включает в себя. Такой вопрос, как содержание фирменного наименования, не является сугубо академическим. Ясность в понимании структуры фирмы требуется при возникновении и разрешении споров о незаконном использовании чужого фирменного наименования.
Действительно, буквальное толкование ст. 54 ГК РФ позволяет прийти к такому выводу. В учредительных документах указывается наименование юридического лица; юридическое лицо имеет свое именование, содержащее указание на организационно-правовую форму, в то время как коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Право на фирменное наименование возникает в силу его государственной регистрации, которая осуществляется в установленном порядке уже после регистрации самого юридического лица. Если допустить, что фирменное наименование тождественно наименованию юридического лица, включающего организационно-правовую форму, тогда акт самостоятельной регистрации фирменного наименования теряет какой-либо смысл.
Однако идея ст. 54 ГК РФ о разграничении наименования юридического лица и фирменного наименования не была воплощена в нормах ГК РФ, посвященных отдельным видам коммерческих организаций. Так, в соответствии с п. 2 ст. 87 ГК РФ фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ содержание фирменного наименования акционерного общества должно включать его наименование и указание на то, что общество является акционерным. Пункт 3 ст. 107 ГК РФ устанавливает, что фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".
Сопоставление данных норм со ст. 54 ГК РФ позволяет сделать вывод об определенном логическом противоречии, связанном с использованием термина "наименование": в соответствии со ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица - это организационно-правовая форма плюс оригинальная часть наименования, тогда как в п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107 ГК РФ - это только оригинальная часть наименования, т.е. добавления фирмы.
По тому же пути пошли специальные законы, посвященные отдельным видам коммерческих организаций, введя при этом определенные новеллы, касающиеся языка фирменных наименований, возможности иметь сокращенное фирменное наименование и определенных ограничений свободы выбора фирменных наименований.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об ООО и п. 1 ст. 4 Закона об АО общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона об ООО содержание фирменного наименования общества на русском языке должно включать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона об АО полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуру "ЗАО" или "ОАО".
Новые требования к фирменным наименованиям предусмотрены ч. 4 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Из этого следует, что фирменные наименования должны обладать различительной способностью. Кроме того в ГК РФ включены нормы Закона об ООО и Закона об АО о сокращенном фирменном наименовании и праве иметь фирменное именование на иностранных языках. По-новому сформулирована норма об использовании в фирменном наименовании иностранных заимствований: "Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица" (абз. 2 п. 3 ст. 1473 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 1473 ГК РФ в содержание фирменного наименования юридического лица не могут включаться:
- полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований
- полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
- полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций
- полные или сокращенные наименования общественных объединений
- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали
| |
НОВОСТИ БИЗНЕСА
13.10.2008 В России начата сборка нового внедорожника Ульяновский автомобильный завод приступил к серийному производству нового автомобиля UAZ Pickup. Впервые новинку показали на Московском автосалоне, прошедшем... [подробнее...]
13.10.2008 ''Евросеть'' закрыла дочерние компании в Индии Компания ''Евросеть'', крупнейший в России и СНГ сотовый ритейлер, закрыла свои дочерние компании в Индии. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Наталья... [подробнее...]
27.09.2008 ''АЗБУКА ВКУСА'' запускает новый проект SHOP-IN-SHOP Сеть премиальных городских супермаркетов ''Азбука Вкуса'' (24 магазина) объявляет о старте нового проекта ''Вкусная Япония''. В магазинах сети концептуальный проект будет реализован в формате... [подробнее...]
|
КУРСЫ ВАЛЮТ
ЦБРФ на
|
|