Регистрация и реорганизация юридических лиц: изменения неизбежны
Недавно были утверждены Концепция развития корпоративного законодательства, рассчитанная на период до 2008 года, и план мероприятий по ее реализации.
Обсуждаются также изменения в законодательстве, направленные на уточнение правового статуса реестра акционеров (включая вопросы о праве собственности на него и допустимости его изъятия при осуществлении следственных действий), детализацию прав и обязанностей регистратора и депозитария (в том числе в условиях корпоративного конфликта), законодательное решение вопроса о возможности истребования из чужого незаконного владения бездокументарных ценных бумаг и судьбе ''ничейных'' акций (владелец которых умер или ликвидирован, а держатель реестра не имеет информации об этом).
Подготовленный законопроект предусматривает две основные новеллы. Во-первых, предлагается ввести обязанность публикования отдельных сведений, в частности информации об изменении сведений о руководителе, месте нахождения юридического лица, перед внесением изменений в ЕГРЮЛ. Во-вторых, регистрирующий орган должен получить полномочия по проверке сведений фактического характера. Для этого ему предоставят право продлить срок государственной регистрации путем ее приостановления на определенное время. Если же регистрирующий орган в течение этого времени не сможет доказать факт представления искаженных сведений или поддельных документов, он будет обязан зарегистрировать юридическое лицо.
Следует оговориться, что решение об увеличении срока государственной регистрации для проверки ФНС России фактических данных, представленных заявителем, пока окончательно не принято. Вопрос в том, сможет ли ФНС России выполнить объем необходимых действий в период регистрации юридического лица, т.е. в течение 5-дневного срока? Если нет, тогда будут рассматриваться два варианта — увеличение срока государственной регистрации или повышение автоматизации процедур в налоговых органах. Речь идет о проверке только фактических данных, таких как паспортные, например, а не о юридической экспертизе документов. Указанные шаги предпринимаются в целях повышения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Предполагается уточнить обязанности членов органов управления. Речь идет об обязанности ликвидировать юридическое лицо, обязанности надлежащего уведомления кредиторов и налоговых органов при ликвидации, обязанности подать заявление о банкротстве организации при наличии признаков неплатежеспособности или угрозы неплатежеспособности. В случае нарушения данных обязанностей руководители, в том числе бывшие и теневые, могут быть привлечены к ответственности по обязательствам ликвидированной организации или должника, признанного банкротом.
Руководитель не всегда самостоятельно принимает управленческие решения и нередко руководит только номинально. Законопроект дает возможность кредиторам и налоговым органам при банкротстве и ликвидации доказывать, что действия организации-должника, которые нарушили право кредиторов получить взыскание по обязательствам за счет имущества должника, совершались на основании решений, принимаемых под влиянием третьих лиц (теневых руководителей). С процессуальной точки зрения это достаточно сложно доказать, но, как показывает зарубежная практика применения аналогичных норм, вполне возможно.
В процессе конкурсного производства по делам о банкротстве при совпадении, например, нескольких критериев ''подозрительности'' — недостаточности конкурсной массы и несоблюдении обязанностей по надлежащему ведению бухгалтерского учета — руководитель может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам организации-должника. Конечно, имеется в виду исключительно гражданско-правовая ответственность.
Во-вторых, обсуждается такая мера, как применение дисквалификации и лишения права учреждать юридическое лицо в случае нарушения обязанности по ликвидации.
Предложения по увеличению уставного капитала организации в настоящее время не обсуждаются. Удалось доказать оппонентам, что размер уставного капитала не может быть гарантией для кредиторов. Иными словами, какие бы нормы, направленные на защиту и сохранение уставного капитала, мы законодательно не устанавливали, практика показала бесполезность данного института и невозможность обеспечить сохранность уставного капитала как гарантию прав кредиторов и налоговой администрации.
В четвертом квартале этого года предполагается внесение в Правительство проекта Федерального закона ''О реорганизации юридических лиц'', который Минэкономразвития готовит совместно с ФСФР и Минфином. Каковы основополагающие принципы этого документа? Есть ли расхождения между участвующими в его разработке структурами?
Последние изменения Закона об акционерных обществах, связанные с урегулированием процедур реорганизации, выявили насущную потребность в более серьезном реформировании данного института. В значительной степени это обусловлено процессами реструктуризации ряда отраслей российской экономики. Изменения затронули лишь проблемы реорганизации акционерных обществ, хотя поправки требовалось внести и в ГК РФ. Дело в том, что весьма схожие проблемы испытывают общества с ограниченной ответственностью — наиболее распространенный вид предпринимательской деятельности, а также кооперативы и организации других организационно-правовых форм. Поэтому законопроект, разработанный министерством, предполагает крупномасштабную перестройку законодательства о реорганизации.
И концепция законопроекта, и сам законопроект были разработаны в недрах министерства до-статочно давно, и у всех заинтересованных сторон сформировалось целостное понимание проблем реорганизации и подходов к их решению. Опять же нельзя не отметить важную роль в этом процессе Концепции развития корпоративного законодательства. Все разработчики сошлись на том, что институт реорганизации испытывает существенный недостаток в регулировании и реформирование данного института должно проходить с использованием единых стандартов и сразу в отношении всех коммерческих организаций. Нерешенным оставался принципиальный вопрос о выборе подхода в регулировании реорганизации — либо закреплять наиболее принципиальные положения на уровне ГК РФ и затем развивать их в специальных законах, либо разрабатывать единый специальный закон, который интегрировал бы положения о реорганизации всех или основной части юридических лиц, например коммерческих организаций. Из-за ряда трудностей юридико-технического и практического порядка, которые таил в себе первый путь, мы пошли по второму, т.е. по пути разработки специального закона.
Итак, законопроектом закрепляется возможность осуществления смешанной реорганизации, как по формам реорганизации, так и по организационно-правовым формам юридических лиц, участвующих в реорганизации. Допускается реорганизация коммерческих организаций с изменением организационно-правовой формы, если законодательством предусмотрено преобразование таких организаций, или комбинирование между собой в рамках одной процедуры различных форм реорганизации, когда одна процедура реорганизации наряду с преобразованием может включать в себя элементы разделения, выделения, присоединения и слияния. Кстати, законодательство Германии, на которое так любят ссылаться наши цивилисты, предусматривает возможность комбинирования различных элементов ''базовых типов'' реорганизации, в результате чего количество вариаций реорганизационных процедур превышает сотню.
Кроме того, предлагается уйти от абсолютизации значения передаточных документов, а также от принципа безусловной защиты кредиторов при реорганизации, предусмотрев более гибкий правовой режим, лишающий последних экономического права вето на проведение реорганизации — права требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств. Кредиторы смогут предъявлять такие требования исключительно в судебном порядке. В качестве альтернативы законопроект выдвигает иные механизмы защиты интересов кредиторов, такие как солидарная ответственность всех правопреемников по обязательствам реорганизуемой организации, обеспечение исполнения реорганизуемой организацией обязательств перед кредиторами, а также ответственность менеджеров, членов советов директоров за ущерб, причиненный по их вине этой организации, ее участникам и кредиторам в результате реорганизации. Именно подобный подход, на наш взгляд, позволит обеспечить баланс интересов как кредиторов, так и участников юридического лица.
Законопроектом также предлагается ряд гарантий, преимущественно информационного характера, направленных на создание механизма раскрытия информации о готовящейся реорганизации; вводится институт экономического обоснования любой реорганизационной процедуры, для чего при подготовке к проведению реорганизации должны разрабатываться соответствующие документы (например, обоснование условий и порядка проведения реорганизации).
В 2007 году планируется подготовка предложений по совершенствованию законодательства об аффилированных лицах и внесение изменений в Налоговый кодекс в части налогообложения группы лиц. Какие пробелы в законодательстве предполагается в связи с этим ликвидировать? В настоящее время в законодательстве содержится несколько близких по смыслу терминов: ''лица, заинтересованные в совершении сделки'', ''аффилированные лица'', ''лица, осуществляющие контроль'', одновременное применение которых приводит к правовой неопределенности. Понятие ''аффилированные лица'', которое содержится в Законе о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, не позволяет решить одну из наиболее важных проблем — обеспечить прозрачность структуры собственности и прозрачность сделок с заинтересованностью. Не случайно данный термин не используется в новом Законе о защите конкуренции, который оперирует понятием группы лиц. Это лишний раз свидетельствует о целях института аффилированности, ориентированного исключительно на корпоративные отношения.
Безусловно, все эти понятия — и аффилированных лиц, и группы лиц, и взаимозависимых лиц — по смыслу очень близки, но сферы их применения различны. Первое используется в корпоративных отношениях, второе — для осуществления антимонопольного контроля, третье — в целях регулирования налоговых правоотношений. В последнем случае речь прежде всего идет об избежании двойного налогообложения при выплате дивидендов и ценообразовании между участниками объединения юридических лиц. Для целей налогообложения объединение юридических лиц, мы считаем, должно рассматриваться как один налогоплательщик независимо от количества юридических лиц, входящих в группу и находящихся под общим контролем. Поэтому предложения о внесении изменений в НК РФ тесно связаны с изменением законодательства об объединениях юридических лиц, порядке ведения консолидированной отчетности такими объединениями.
Кроме того, рабочая группа министерства сейчас готовит поправки в законы об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью, касающиеся регулирования сделок с заинтересованностью и сделок аффилированных лиц.
Подконтрольность крупных сделок и прозрачность сделок с заинтересованностью на сегодняшний день являются центральной проблемой корпоративного управления в российских компаниях, что свидетельствует о существующих нарушениях прав и интересов акционеров. Безусловно, сделки между компанией и ее основными акционерами или иными лицами, способными оказывать влияние на решения компании, могут иметь место в гражданском обороте, но они должны соответствовать корпоративным задачам и осуществляться в рамках системы сдержек и противовесов. Поэтому поправки направлены на создание механизмов разрешения естественных противоречий между интересами акционеров и менеджмента компании, с одной стороны, и общества и его кредиторов — с другой, и содержат адекватные меры контроля за крупными сделками и сделками с заинтересованностью.
Интервью директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России А.В. Поповой, журнал ''Налоговая политика и практика'' № 9
Дата публикации 4.02.2007
8.05.2007 Принудительная ликвидация Акционеры и топ-менеджеры будут в принудительном порядке ликвидировать компании, за которыми числятся долги, но фактически их деятельность приостановлена. В противном случае не только им,... [подробнее...]
8.05.2007 Сдача отчетности – не гарантия от исключения из ЕГРЮЛ Прошло уже более полутора лет с момента внесения в Гражданский кодекс и Федеральный закон ''О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей'' положений, регулирующих... [подробнее...]
8.05.2007 Куда представлять документы при реорганизации УФНС по Республике Саха пояснило, в какой регистрирующий орган предоставляются документы в случае реорганизации в форме преобразования некоммерческой организации в коммерческую... [подробнее...]
11.02.2007 В Узбекистане реорганизована национальная холдинговая компания ''Узбекнефтегаз'' Постановлением президента Республики Узбекистан реорганизована национальная холдинговая компания ''Узбекнефтегаз''... [подробнее...]
4.02.2007 Приказом ФНС России от 13.12.2006 № САЭ-3-09861@ утверждены новые формы сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета Приказ вступил в силу... . [подробнее...]
4.02.2007 Регистрация и реорганизация юридических лиц: изменения неизбежны Недавно были утверждены Концепция развития корпоративного законодательства, рассчитанная на период до 2008 года, и план мероприятий по ее... [ вы читаете эту новость...]
4.02.2007 ОАО ''Пивоваренная компания ''Балтика'' завершила процесс реорганизации ОАО ''Пивоваренная компания ''Балтика'' завершила процесс реорганизации: в новый 2007 год ''Балтика'', ''ВЕНА'', ''Ярпиво'' и ''Пикра'' вступают как единое юридическое лицо, сообщает пресс-служба... [подробнее...]
28.01.2007 В качестве учредителя МУП и МУ Пскова теперь может выступать только мэрия Теперь у МУП и МУ Пскова может быть только один учредитель. Об этом передает корреспондент Псковской Ленты Новостей с 71-й сессии Псковской городской... [подробнее...]
28.01.2007 Трутнев: решение о создании компании по разработке шельфа не принято Глава МПР России Юрий Трутнев заявляет, что решение о создании в стране специализированной компании по изучению и разработке шельфа пока не принято. ''Решение о создании новой компании для... [подробнее...]
28.01.2007 FIAT разделится на несколько компаний Итальянский концерн FIAT SpA объявил о реорганизации своего бизнеса по производству автомобилей. Подразделение FIAT Auto будет преобразовано в FIAT Group Automobiles SpA, куда войдут четыре... [подробнее...]
28.01.2007 ''Армаду'' показали IT-бизнесу. РБК объявил о консолидации IT-активов в своей ''дочке'' Холдинг ''РБК Информационные системы'' сделал первый шаг к выделению IT-бизнеса компании в отдельную структуру, объявив о консолидации всех IT-активов в своей стопроцентной ''дочке'' - компании... [подробнее...]
28.01.2007 ВАЗ отделят от ракет. Промышленную империю ''Рособоронэкспорта'' ждет реорганизация В одной из самых закрытых российских структур — ФГУП ''Рособоронэкспорт'' намечается структурная реформа. Как стало известно ''Ведомостям'', глава предприятия Сергей Чемезов предложил президенту... [подробнее...]
28.01.2007 Новое предложение реорганизации Рособоронэкспорта Гендиректор Рособоронэкспорта Сергей Чемезов предложил план реорганизации своей компании. План реорганизации предполагает создание 100% государственной промышленной группы, которая будет... [подробнее...]
28.01.2007 При реорганизации компания теряет право на применение УСН В Письме от 9 ноября 2006 года № 03-11-042233 Минфин разъяснил, что при реорганизации, компания - правопреемник теряет право на применение УСН, т.к. реорганизация считается завершенной с... [подробнее...]