| |
ОЦЕНКА БИЗНЕСА
Оценка бизнеса производится в следующих случаях:
- При осуществлении сделок по купле - продаже фирм
- При проведении мероприятий, направленных на повышение ценности имущества (чтобы знать, в каких направлениях вести работу)
- При реорганизации или ликвидации фирмы - банкрота
- При определении величины налогов (на продажу, на дарение и пр.) в случае смены собственника
- При разделении активов, выделении дочерней фирмы
- При национализации или приватизации
- При осуществлении эмиссии акций и пр.
Оценка бизнеса в практике развитых стран выработала несколько подходов к оценке бизнеса в целом и имущества в частности, которые можно разбить на две группы - рыночные и нерыночные.
Рыночные в конечном итоге имеют в основе прибыль или доходы и практически не учитывают стоимость имущества. Они в большей степени подходят для коммерческих фирм.
Нерыночные, наоборот, отталкиваются от стоимости активов в соответствии с данными финансовой отчетности, прежде всего бухгалтерского баланса, и мало обращают внимание на величину дохода. Эти методы более пригодны для некоммерческих организаций.
Между этими подходами существуют определенные противоречия, а сами они страдают рядом недостатков.
Слабыми сторонами нерыночных методов являются:
- во-первых, отсутствие в финансовой отчетности оценки так называемого "гудвилла" (например, имиджа, интеллектуальной собственности и пр.), который сегодня приносит ощутимую дополнительную прибыль
- во-вторых, существенное расхождение данных с соответствующими рыночными оценками. Причина состоит в том, что эти данные не отражают современного положения дел, инфляции, рискованности данного вида бизнеса, авторских прав, принятого способа начисления амортизации, стратегических факторов, уже заключенных контрактов и пр.
Оценка бизнеса рыночным методом имеет недостаток - сильное влияние макроэкономической ситуации (при подъеме оценка бизнеса возрастает; при спаде - снижается) и субъективизм, в результате которого погрешности могут достигать 30% в ту и другую сторону.
После этих предварительных замечаний сделаем беглый обзор способов оценки, о которых более подробно можно узнать из специальной литературы.
Одним из наиболее распространенных способов является оценка бизнеса с помощью так называемой обоснованной рыночной стоимости. Последняя базируется на взаимном согласии продавца и покупателя, каждый из которых имеет примерное представление о том, сколько стоит аналогичный объект (именно так мы покупаем в большинстве случаев квартиры на рынке жилья).
Слабость этого метода в усредненности подхода, ибо при этом из поля зрения могут выпасть какие-то особенности объекта, делающие его более или менее привлекательным в конкретной ситуации, а следовательно, искажающие реальную оценку.
Эта проблема отчасти разрешается при использовании метода инвестиционной стоимости для конкретного покупателя (заказчика), которая может учитывать возникающие именно у него дополнительные выгоды. Мы, например, можем заплатить дороже за квартиру, если она находится рядом с работой, ибо экономим деньги и время, затрачиваемые на ежедневные поездки. Но зато при ее последующей продаже, если не удастся найти столь же заинтересованного покупателя, возникнут неминуемые потери.
Проблема точности оценки может быть решена и с использованием так называемой внутренней фундаментальной стоимости. Ее определяют уже не покупатели и продавцы, а специалисты, учитывающие будущее развитие событий - рост продаж, ожидаемый уровень прибыльности и пр. Применительно к квартирам речь может идти о перспективах развития района, транспортного обеспечения, создания зеленой зоны и пр., о чем мы можем не знать.
Оценка бизнеса банкротящихся фирм происходит с помощью ликвидационной стоимости, представляющей собой сумму денег, которую можно получить при распродаже их активов.
Если для этой операции есть время, то активы можно реализовать с достаточной выгодой. Причем лучше продавать их по частям, а не целиком, что позволяет запрашивать относительно более высокие цены.
Таким образом, ликвидационная стоимость фирмы как целого меньше совокупной ликвидационной стоимости отдельных активов, ее составляющих. Причина состоит в том, что, чем крупнее запрашиваемая сумма, тем труднее в короткий срок найти покупателей, готовых ее выложить и не требующих при этом скидок.
Принудительную распродажу приходится осуществлять, как правило, в срочном порядке, что приносит минимальную выгоду.
В любом случае ликвидационная стоимость должна учитывать затраты, связанные с оценкой и реализацией имущества (комиссионные, налоги и пр.).
Стоимость накопленных чистых активов фирмы (балансовая величина собственного капитала как разность между активами и обязательствами) не принимает во внимание рыночную конъюнктуру и возможную динамику будущих прибылей, а поэтому приблизительна.
Эту проблему решает оценка текущей стоимости будущих доходов на собственный или совокупный капитал, приведенная к современным условиям путем дисконтирования.
Для выполнения этой операции усредненные годовые доходы, которые, как ожидается, фирма должна приносить в будущем, нужно разделить на норму дисконта. Ею может быть ставка рефинансирования, ставка по безрисковым вложениям, например, государственным обязательствам, норма рентабельности и пр.
Но в условиях финансовой и хозяйственной нестабильности сделать правильный выбор показателя дисконтирования очень трудно.
На аналогичном принципе основывается метод капитализации прибыли. Однако для расчетов используются ретроспективные данные о прошлых доходах (которые, понятно, получить намного легче). При этом предполагается, что их поток в будущем останется стабильным или будет расти определенным темпом. Величину этого потока, кроме того, сравнивают с ситуацией в других фирмах, функционирующих в условиях сходного финансового риска.
Слабость этого метода состоит в том, что он может использоваться только в стабильной экономической ситуации.
Метод избыточного риска основывается на выявлении и оценке гудвилла (нематериальной составляющей, стоимость которой не отражается в балансе), по величине остаточной прибыли (превышающей нормативный уровень для материальных активов). Для этого используется следующая формула: основной капитал + оборотный капитал + (остаточная прибыль / норматив рентабельности) - стоимость обязательств.
Таким образом, стоимость фирмы определяется как стоимость материальных и нематериальных активов.
Оценка бизнеса по методу экономического баланса отличается тем, что использует данные скорректированного бухгалтерского баланса. Коррекция происходит по следующим направлениям:
- долгосрочные финансовые вложения оцениваются по текущей стоимости
- списываются безнадежные долги и долги, по которым истек срок давности
- учитываются инфляция и износ имущества
Метод рынка капитала представляет собой обоснованную рыночную стоимость, модифицированную применительно к открытым акционерным обществам. Их стоимость определяется путем капитализации дивиденда, приносимого акционерным капиталом, по формуле: сумма дивидендов / ссудный %.
При этом предполагается, что инвестиции в акции данной и аналогичных фирм (по отраслевой принадлежности, сходству продукта, рыночным условиям, размерам) рискованны в равной степени.
Решение о том, какой метод использовать, принимается исходя из конкретной ситуации. Однако при этом нужно иметь в виду, что в современных российских условиях все они ненадежны. У рыночных методов это обусловлено неразвитостью самого рынка. А у бухгалтерских методов - быстрым моральным старением объектов в условиях современного этапа научно - технического развития.
| |
НОВОСТИ БИЗНЕСА
13.10.2008 В России начата сборка нового внедорожника Ульяновский автомобильный завод приступил к серийному производству нового автомобиля UAZ Pickup. Впервые новинку показали на Московском автосалоне, прошедшем... [подробнее...]
13.10.2008 ''Евросеть'' закрыла дочерние компании в Индии Компания ''Евросеть'', крупнейший в России и СНГ сотовый ритейлер, закрыла свои дочерние компании в Индии. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Наталья... [подробнее...]
27.09.2008 ''АЗБУКА ВКУСА'' запускает новый проект SHOP-IN-SHOP Сеть премиальных городских супермаркетов ''Азбука Вкуса'' (24 магазина) объявляет о старте нового проекта ''Вкусная Япония''. В магазинах сети концептуальный проект будет реализован в формате... [подробнее...]
|
КУРСЫ ВАЛЮТ
ЦБРФ на
|
|