| |
ИНСПЕКТИРОВАНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Порядок проведения проверок работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда установлен статьей 360 ТК РФ и определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ. К международным актам, регулирующим порядок инспектирования организаций, относится Конвенция Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) и Протокол 1995 г. к этой Конвенции - ратифицированы Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства инспектируют любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц).
Государственные инспекторы труда имеют удостоверения установленного образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ).
Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:
- доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск
- проведение проверок в назначенное время
- ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда подпадает под действие Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Перед началом проверки должен быть издан соответствующий приказ, который предъявляется руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) вместе со служебным удостоверением государственного инспектора. Плановые проверки должны проходить не более чем один раз в два года. Если компания - малое предприятие, контролеры не могут проверять ее первые три года с момента государственной регистрации.
Контролеры обязаны фиксировать даты проверок в журнале учета мероприятий по контролю. Фирмы и предприниматели заводят его самостоятельно. Записи в таком журнале делают проверяющие. Требования к его оформлению установлены ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ. Официальной формы журнала не существует. Однако в некоторых регионах утверждены рекомендуемые формы. Вести такой журнал необязательно. Если организация или коммерсант не делают этого, их не оштрафуют. Факт отсутствия журнала контролеры занесут в акт, который они составят по результатам проверки.
Обычно о плановой проверке инспекторы предупреждают организацию за день-два до ее начала. Но контролеры могут явиться и без предупреждения, если посчитают, что компания успеет замести следы, в противном случае результаты мероприятия будут неэффективными.
Плановая проверка может быть комплексной. В этом случае инспектор смотрит, как в организации соблюдается трудовое законодательство в целом. Под углубленную проверку попадут выбранные разделы трудового законодательства. Это может быть, например, оплата труда.
Внеплановые проверки проводятся с целью контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также в случаях:
- получения информации о возникновении аварийных ситуаций, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей
- когда сотрудники, партнеры или клиенты подают жалобу на компанию, утверждая, что их права и законные интересы были нарушены из-за действий (или бездействия) конкретной фирмы. Но обвинения не могут быть голословными, заявители обязаны подтвердить их документами или другими наглядными доказательствами
Иногда причиной, по которой контролеры появляются в офисе фирмы, служит информация, полученная из ИФНС или внебюджетных фондов. В таких случаях трудовые инспекторы могут прийти в организацию вместе с сотрудниками этих ведомств: налоговыми инспекторами или, например, проверяющими Соцстраха.
"Сигналы" от бывших работников не редкость. Практика показывает, что в 90 процентах случаев трудовые инспекторы приходят с проверкой по жалобе работника, которого фирма чем-то "обидела". На такие жалобы трудовые инспекторы реагирует немедленно, не предупреждая руководство компании о предстоящем визите, они не вправе сообщать работодателю, кто именно на него пожаловался (ст. 358 ТК РФ). Они вправе делать это до тех пор, пока заявитель письменно не подтвердит намерение раскрыть свою личность.
Мероприятия по внеплановым проверкам могут проводиться также только по мотивированному решению руководителя региональной инспекции труда или его заместителя. В решении о проверке обязательно должны быть указаны причины и сроки внеплановой проверки.
Придя в организацию, контролеры обязаны показать свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки. Если проверяющие не предъявили эти бумаги, их можно не впускать.
Как правило, проверку проводит один инспектор. В случае если в организацию пришло несколько человек, обязательно необходимо выяснить, все ли они указаны в распоряжении. Проверять фирму может только тот инспектор, чья фамилия содержится в этом документе. Контролерам, которые не указаны в распоряжении, можно отказать в проходе на территорию компании.
Также не лишним будет позвонить в трудовую инспекцию и выяснить, действительно ли проверяющие были направлены в компанию. В последнее время участились случаи, когда под видом трудовых инспекторов в фирмы наведывались лжеконтролеры или бывшие сотрудники инспекции, утратившие полномочия. Поэтому полезно сделать ксерокопии всех предъявленных инспекторами документов. Если по каким-то причинам это невозможно, нужно хотя бы записать данные проверяющих.
Если с документами контролеров все в порядке, проверяющих следует впустить. В противном случае трудовой инспектор вернется уже с милицией или представителем прокуратуры. А сотрудника, не впустившего контролеров, могут и оштрафовать.
Во время проверки нужно обращать внимание на вопросы, которые задают инспекторы. Допустим, что в предписании указан предмет проверки - правильность расчета компенсаций при увольнении. В этом случае контролеры не вправе проверять, соблюдает ли фирма нормы охраны труда (ст. 8 Закона N 134-ФЗ).
В общем случае продолжительность ревизии не должна превышать один месяц. Если контролерам требуется выполнить дополнительные процедуры, например экспертизу, срок проверки могут продлить также не более чем на месяц.
Работодатели должны знать, что при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственной инспекции труда не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции данного органа
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки
У инспекторов есть не только права, но и обязанности. Они перечислены в ст. 11 Закона N 134-ФЗ. Контролеры должны:
- соблюдать законные интересы фирм и коммерсантов
- позволять представителям компании присутствовать при проведении ревизии, а также давать разъяснения по вопросам, которые относятся к проверке
- сообщать руководителю фирмы или его представителю необходимые им данные о проверке (за исключением сведений о том, кто подал жалобу и спровоцировал ревизию)
- наказывать виновных в случае, если обнаружили нарушения
| |
НОВОСТИ БИЗНЕСА
13.10.2008 В России начата сборка нового внедорожника Ульяновский автомобильный завод приступил к серийному производству нового автомобиля UAZ Pickup. Впервые новинку показали на Московском автосалоне, прошедшем... [подробнее...]
13.10.2008 ''Евросеть'' закрыла дочерние компании в Индии Компания ''Евросеть'', крупнейший в России и СНГ сотовый ритейлер, закрыла свои дочерние компании в Индии. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Наталья... [подробнее...]
27.09.2008 ''АЗБУКА ВКУСА'' запускает новый проект SHOP-IN-SHOP Сеть премиальных городских супермаркетов ''Азбука Вкуса'' (24 магазина) объявляет о старте нового проекта ''Вкусная Япония''. В магазинах сети концептуальный проект будет реализован в формате... [подробнее...]
|
КУРСЫ ВАЛЮТ
ЦБРФ на
|
|