| |
ФУНКЦИИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
Служба по подбору и управлению персоналом (далее - служба персонала) представляет собой самостоятельное структурное подразделение коммерческой или некоммерческой организации.
Служба персонала решает следующие задачи:
- осуществление работы по подбору, расстановке и использованию рабочих и специалистов
- формирование стабильно работающего трудового коллектива
- создание кадрового резерва
- организация системы учета кадров
Численный состав и структура службы персонала зависят в основном от масштабов организации. В зависимости от размеров конкретной организации выделяются следующие организационные формы осуществления кадровой работы:
- самостоятельное структурное подразделение с непосредственным подчинением руководителю организации или его заместителю
- выполнение функций службы персонала отдельным сотрудником организации
- выполнение функций службы персонала по совместительству с выполнением другой работы
В структуру современной службы персонала может включаться или не включаться отдел кадров. Должность руководителя службы персонала в различных организациях имеет разные наименования: "директор по работе с персоналом", "менеджер по персоналу", "заместитель директора по развитию человеческих ресурсов" или по-другому. По мере роста организации растет и количество специалистов по работе с персоналом, одновременно углубляется разделение труда внутри службы.
Полноценная служба персонала обычно включает в себя несколько секторов с четким разделением функции:
- сектор учета и анализа, кадрового делопроизводства. В его компетенцию входит разработка кадрового плана в бизнес-плане организации, подготовка штатного расписания, должностных инструкций, учет кадров, создание базы данных о сотрудниках, формирование и ведение личных дел сотрудников и т.д.
- сектор подбора специалистов (рекрутинга) занимается комплектованием штата, кадровым планированием, поиском и отбором персонала, оценивает профпригодность соискателей, оформляет прием на работу и т.д.
- сектор потенциала обучает нового работника, вводит его в должность, организует обучение, повышение квалификации, планирует карьеру и т.д.
- сектор мотивации проводит исследование индивидуальной и групповой мотивации, проводит аттестацию, разрабатывает системы стимулирования персонала, премирования и т.п.
- сектор социальной политики создает благоприятный психологический климат в коллективе, внедряет корпоративную культуру, проводит социометрические исследования, поощряет индивидуальную и групповую инициативу, создает условия для творчества и развития
Если организация не очень большая, эти сектора могут быть объединены.
Деятельность любого подразделения должна начинаться с составления положения об этом подразделении. Положение о службе персонала должно состоять из следующих разделов: общие положения; задачи; структура; функции; взаимоотношения с другими подразделениями; права; обязанности; ответственность.
Служба персонала выполняет следующие функции:
- работка планов комплектования кадров в соответствии с программой развития конкретной организации
- оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством РФ
- учет личного состава
- хранение и заполнение трудовых книжек, ведение документации по делопроизводству
- контроль за исполнением руководителями подразделений приказов и распоряжений по работе с личным составом
- изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению
- анализ деловых качеств специалистов организации с целью рационального использования кадров
- создание условий для повышения образовательного и квалификационного уровня специалистов
- работа по созданию резерва на выдвижение
- подготовка предложений по улучшению расстановки и использованию работников
- подготовка и систематизация материалов для аттестационной комиссии
- подготовка материалов для представления работников к поощрению и награждению
- принятие мер по трудоустройству высвобождаемых работников
- организация контроля за состоянием трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка
- ведение всей отчетности по кадровым вопросам
Служба персонала получает от других подразделений организации заявки на прием рабочих и специалистов, представления о поощрении, графики отпусков и т.п.
Служба персонала направляет в подразделения: сведения о нарушителях трудовой дисциплины; копии приказов о приеме, перемещении внутри организации; увольнении работников; утверждении (изменении) правил внутреннего трудового распорядка; информацию, относящуюся к вопросам соблюдения трудовой дисциплины.
От бухгалтерии служба персонала получает штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.
В свою очередь, кадровая служба представляет в бухгалтерию сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, приказы о приеме, переводе и увольнении, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения об очередных отпусках работников и т.п.
Полномочия, которыми, как правило, наделена служба персонала, заключаются в следующем:
- право требовать от всех подразделений организации представления необходимых для ее работы материалов
- право принимать работников организации по вопросам перемещения и увольнения
- право взаимодействовать с другими организациями по вопросу подбора кадров
- право требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров
В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными Постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32, должностная инструкция работника службы персонала, как и любая другая должностная инструкция, включает три раздела: должностные обязанности, требования к знаниям и требования к квалификации по разрядам оплаты.
Раздел "Должностные обязанности" содержит функции, которые могут быть поручены служащему, занимающему данную должность. Раздел "Должен знать" содержит основные требования, предъявляемые к служащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые должны применяться при выполнении должностных обязанностей. Раздел "Требования к квалификации по разрядам оплаты" определяет уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.
К основным должностным обязанностям начальника отдела кадров относится осуществление следующих функций:
- руководство работой службы
- разработка необходимой документации, предложений, рекомендаций, инструкций и т.п.
- проведение работы по защите информации, составляющей государственную, коммерческую и служебную тайну
- обеспечение рационального распределения нагрузки между работниками отдела
- создание условий для роста и повышения квалификации персонала
- осуществление контроля за соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины
- внесение предложений о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной дисциплины
- контроль за своевременным составлением отчетности
Начальник службы персонала должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся деятельности службы
- нормативные акты и методические рекомендации, определяющие порядок проведения работ в отделе
- основы экономики, организации труда и управления
- законодательство о труде и охране труда в РФ
- правила внутреннего трудового распорядка
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты
| |
НОВОСТИ БИЗНЕСА
13.10.2008 В России начата сборка нового внедорожника Ульяновский автомобильный завод приступил к серийному производству нового автомобиля UAZ Pickup. Впервые новинку показали на Московском автосалоне, прошедшем... [подробнее...]
13.10.2008 ''Евросеть'' закрыла дочерние компании в Индии Компания ''Евросеть'', крупнейший в России и СНГ сотовый ритейлер, закрыла свои дочерние компании в Индии. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Наталья... [подробнее...]
27.09.2008 ''АЗБУКА ВКУСА'' запускает новый проект SHOP-IN-SHOP Сеть премиальных городских супермаркетов ''Азбука Вкуса'' (24 магазина) объявляет о старте нового проекта ''Вкусная Япония''. В магазинах сети концептуальный проект будет реализован в формате... [подробнее...]
|
КУРСЫ ВАЛЮТ
ЦБРФ на
|
|