ВОПРОС : задаёт Анатолий ( 1 июля 2008 года )
Здравствуйте коллеги. Впервые взялся за реорганизацию в форме присоединения. Подскажите пожалуйста процедуры такой реорганизации?
ОТВЕТ : даёт ''КРИБЕЛ-КОНСАЛТ''
Добрый день, Анатолий!
В соответствии со ст. 57 ГК РФ определена форма объединения юридического лица:
- присоединение, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При присоединении прекращается существование присоединяемого юридического лица (или нескольких лиц), а лицо, к которому присоединяются, приобретает в дополнение к своим правам и обязанностям права и обязанности присоединяемого лица (присоединяемых лиц).
В ООО действует следующий порядок принятия решения о реорганизации. В соответствии со ст.91, 92 ГК РФ, п.п.11 п.2 ст.33, п.8 ст.37, ст.51-56 Федерального закона от 8.02.98 г. N 14-ФЗ ''Об обществах с ограниченной ответственностью'' решение о реорганизации ООО отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества и должно приниматься единогласно всеми участниками общества. Несоблюдение данного условия влечет за собой недействительность решения о реорганизации.
Кроме того, в соответствии со ст.17 Закона Российской Федерации от 22.03.91 г. N 948-1 ''О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках'' при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), лица или органы, принимающие решения о реорганизации, представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на реорганизацию, сведения об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг). При этом федеральный антимонопольный орган вправе запросить иную информацию.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Таким образом, при присоединении права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к присоединяемому юридическому лицу в день совершения в Едином государственном реестре записи о прекращении реорганизованного юридического лица.
В соответствии с п.1 ст.60 ГК РФ учредители (участники) реорганизуемого юридического лица обязаны письменно уведомить об этом кредиторов. Согласно п.5 ст.51 Закона N 14-ФЗ при реорганизации общества в форме слияния или присоединения не позднее 30 дней с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Действующее законодательство содержит запрет на переход прав, неразрывно связанных с конкретным обществом. К таким правам относится право заниматься определенными видами деятельности на основании лицензии. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 8.08.01 г. N 128-ФЗ ''О лицензировании отдельных видов деятельности'' (в ред. от 21.03.02 г.) лицензируемый вид деятельности могут осуществлять только получившие лицензию юридические лица. Лицензия не может передаваться другим лицам и соответственно теряет свою юридическую силу в результате реорганизации.
При реорганизации юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом. Пунктом 2 ст.59 ГК РФ установлено, что непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации.
Согласно п.1 ст.59 ГК РФ в передаточном акте должны содержаться сведения о кредиторах и должниках, передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику. Поэтому составлению передаточного акта должна предшествовать обязательная инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица, предусмотренная п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (в ред. от 24.03.2000 г.).
Инвентаризация в процессе реорганизации является условием достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества, имущественных прав и финансовых обязательств и носит обязательный характер в соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ ''О бухгалтерском учете''.
При реорганизации предприятия проводится полная и сплошная инвентаризация имущества и финансовых обязательств реорганизуемого предприятия на основе Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49.
Результаты инвентаризации оформляются с применением типовых форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. N 88.
Типовая унифицированная форма передаточного акта законодательством не предусмотрена. Реорганизуемое юридическое лицо может составлять передаточный акт в произвольной форме с учетом требований, предъявляемых к оформлению первичных учетных документов согласно ст.9 Закона N 129-ФЗ в части обязательных реквизитов.
В передаточном акте должны быть указаны:
наименование документа;
дата его составления;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции (передача конкретных прав и обязанностей в ходе реорганизации);
измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении (следует указать количество передаваемого в ходе реорганизации имущества и обязательств, дать их подробное описание и денежную оценку);
наименование должностей лиц, ответственных за реорганизацию и за ее документальное оформление;
личные подписи указанных лиц.
В состав передаточного акта включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату регистрации).
Передаточный акт содержит также:
дату и форму регистрации;
организационно-правовую форму и наименование правопреемника;
сумму активов и сумму пассивов баланса реорганизуемого юридического лица на дату реорганизации с расшифровкой по разделам баланса;
список прилагаемых форм отчетности;
список прилагаемых инвентаризационных описей, сличительных ведомостей;
список других прилагаемых документов (приказ об учетной политике предприятия, аналитические данные по дебиторской и кредиторской задолженности).
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками). Затем он представляется вместе с учредительными документами для внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (п.2 ст.59 ГК РФ).
Согласно п.2 ст.23 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о реорганизации, обязан письменно в срок не позднее трех дней с момента объявления о реорганизации, сообщить об этом решении в налоговый орган по месту учета.
Форма сообщения о реорганизации юридического лица приведена в приложении N 5 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденному приказом МНС России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309.
В соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика-организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации (письмо МНС России от 31.12.98 г. N ВП-6-12/932@), проинформированный о реорганизации налоговый орган проводит выездную и камеральную проверки.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки (на случаи реорганизации не распространяются ограничения, предусмотренные ст.89 НК РФ, предполагающие проведение не более двух выездных налоговых проверок в год). Кроме того, по общему правилу налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (ст.87 НК РФ). Но, если выездная налоговая проверка связана с реорганизацией предприятия, налогоплательщик должен быть готов к повторной выездной налоговой проверке за уже проверенный налоговый период.
ИНН общества, реорганизуемого в форме присоединения, не изменяется.
Следует обратить внимание на принцип непрерывности и преемственности бухгалтерского и налогового учета предприятий, участвующих в процессе реорганизации, а также на необходимость достоверного, полного и систематизированного отражения всех хозяйственных операций юридического лица. При разработке своей учетной политики правопреемнику необходимо учитывать положения действовавшего приказа об учетной политике реорганизованного предприятия. Реорганизация предприятия предусматривает передачу имущества и обязательств правопреемникам. Начисление и уплата налогов при этом не осуществляются, поскольку согласно п.3 ст.39 НК РФ передача имущества и обязательств правопреемнику при реорганизации юридического лица не признается реализацией.
Таким образом, у реорганизуемого общества при передаче основных средств и другого имущества организации-правопреемнику не возникает оборот, облагаемый НДС, налогом на прибыль и налогом на пользователей автомобильных дорог.
Этапы реорганизации. Присоединение.
1. Принятие решения о такой реорганизации и об утверждении договора о присоединении, в котором закреплено изменение состава участников и определены размеры их долей общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации.
2. Решение вопроса об органах управления на совместном собрании реорганизуемых предприятий.
3. Сообщение в налоговый орган по месту учета в течение трех дней с момента принятия такого решения.
4. Письменное уведомление кредиторов не позднее 30 дней с даты принятия решения об этом последним юридическим лицом, участвующим в процессе присоединения, и опубликование в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении.
5. Получение согласия на присоединение в федеральном антимонопольном органе, если требуется.
6. Проведение инвентаризации всех статей баланса действующего ООО, на которых учитывались имущество и обязательства, передаваемые в процессе реорганизации. Составление и утверждение передаточного акта.
7. Внесение в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, корректив, связанных с изменением состава участников общества, определением размера их долей, иных корректив согласно договору о присоединении совместным собранием участников обществ, участвующих в присоединении. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.
8. Внесение в Государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединяемого лица.
Если будет необходима практическая помощь, то обращайтесь в компанию КРИБЕЛ-КОНСАЛТ. Всегда рады будем помочь!