| |
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
Конкуренция - соперничество (борьба) производителей товаров и услуг за потребителя и более широкую долю на рынке при ограниченной возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке.
Конкурентная среда - условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.
Виды конкуренции:
- Законная конкуренция
- Недобросовестная конкуренция - направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и способное причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Цель проведения исследования конкурентной среды - изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов; предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения и борьбы с конкуренцией.
- Каковы основные цели конкурента?
- Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
- Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
- Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответ на первые три пункта должен обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.
По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала , как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббисткая, маркетинговая.
В результате исследования деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:
- Имидж фирмы
- Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы
- Качество продуктов и услуг соответствие их мировому уровню (обычно определяется методом опросов и сравнительных тестов).
- Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов и услуг.
- Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса
- Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (Размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР)
- Мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новой продукции и услуг, наращивать объемы выпуска освоенной продукции (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии и зависимости от объема и освоенности выпуска)
- Стабильность финансово-экономического положения
- Рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок
- Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет
- Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей
- Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения
- Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителя)
- Уровень рекламной деятельности
- Уровень послепродажного обслуживания
- Политика фирмы во внешне предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населения и т.п.
Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентно способности товаров и услуг, эффективности маркетинговой деятельности.
Определение конкурентов
Для каждого рынка товара и услуг должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты
Рыночный лидер - организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно являются также лидерами ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнообразных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг.
- Во-первых, она старается расширить рынок или путем привлечения новых покупателей, или путем нахождения новых сфер применения своего продукта, или путем увеличения частоты применения продукта
- Во-вторых, постоянно предохранять свой бизнес от посягательств конкурентов, для чего используется оборонительная стратегия
- В-третьих, стремится увеличить свою рыночную долю, хотя это автоматически не приводит к увеличению прибыли, так как цена такого увеличения может быть очень высокой
Рыночный претендент - организация в отрасли, которая борется за вхождение в число лидеров. Для того чтобы бороться, организация должна обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (предлагать лучший продукт, продавать продукт по более низкой цене и т.д.). В зависимости от прочности позиции на рынке рыночного лидера и своих возможностей рыночный претендент может достигать своих целей, используя различные атаковые стратегии.
Рыночный последователь - организация в отрасли, которая проходит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Однако это не говорит о том, что рыночный последователь должен проводить пассивную стратегию. Он может выбирать и стратегию расширения своей деятельности, но такую, которая не вызывает активного противодействия со стороны конкурентов.
Организации, действующие в рыночной нише - обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие организации-конкуренты или не заметили, или не приняли в расчет.
Компания "КРИБЕЛ-КОНСАЛТ" при проведении сравнительной оценки эффективности маркетинговой деятельности фирм -конкурентов (в целом по совокупности на всех рынках или относительно отдельных рынков товаров и услуг) использует такие критерии, которые группируются по отдельным элементам комплекса маркетинг:
ПРОДУКТ или УСЛУГА
- Марка продукта и услуги
- Разнообразие номенклатуры (ассортимента) продуктов и услуг
- Интегральный показатель уровня качества продукта и услуг (если интегральный показатель не выводится, то используются вышерассмотренные атрибуты качества)
- Качество упаковки или уровень предоставляемой услуги
- Уровень предпродажной подготовки
- Уровень после продажного обслуживания
- Рыночная доля
- Скорость изменения объема продаж
ЦЕНА
- Уровень цен
- Гибкость ценовой политики
- Назначение цен на новые товары и услуги
ДОВЕДЕНИЕ ПРОДУКТА ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ
- Объем реализации по разным каналам сбыта
- Численный состав сотрудников сбытовых служб и торговых агентов
- Уровень их квалификации
- Эффективность работы каналов сбыта (соотношение объемов реализации и затрат на организацию каналов сбыта)
- Использование инструментов прямого маркетинга:
- продажа по почте и Интернету
- продажа по телефону
ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ (МАРКЕТИНГОВЫЕ КОМУНИКАЦИИ)
- Уровень рекламной деятельности
- бюджет рекламной деятельности
- виды рекламы
- используемые СМИ
- характеристика отдельных рекламных компаний (периодичность и частота повторений рекламы, качество рекламных сообщений и т.д.)
- Уровень и методы стимулирования сбыта (отдельно для работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей)
- ценовые скидки и наценки
- премии
- купоны
- лотереи и конкурсы
- пакетные продажи
- предоставление бесплатных образцов и др.
- размеры бюджета стимулирования
- Использование персональной продажи
- Использование инструментов связи с общественностью (наличие специального подразделения или отдельных сотрудников, осуществляющих связи с общественностью, оплата и премирование их труда, используемые инструменты - презентации, пресс-релизы и т.п.)
Цели проведения исследования конкурентной среды
На основе полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. На их основе разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест. После исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать, а скем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.
Стоимость маркетинговых исследований
МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
Конкурентная разведка
Кабинетные исследования
Глубинные интервью
Фокус-группы
Телефонные опросы
Экспертные опросы
Холл-тесты
| |
НОВОСТИ МАРКЕТИНГА
13.10.2008 Кто предпочитает заграничное пиво? Comunica и ''Норд Винс Дистрибьюшн'' опубликовали результаты маркетингового исследования, проведенного по технологии Face2Face In Hall, целью которого было понять, что из себя представляют... [подробнее...]
27.09.2008 Кризис будет или нет? Экономисты бьют тревогу: Россия стоит на пороге страшного кризиса. Практики настроены более оптимистично. Редактор журнала ''Свой бизнес'' Любовь Ерохина-Кандалинцева попыталась разобраться,... [подробнее...]
16.09.2008 Жизнь взаймы. Почти каждый второй россиянин живет в кредит Исследовательский холдинг Ромир выяснил, на какие цели чаще всего берут кредит россияне, какую сумму, на какой срок и какую часть своего бюджета заемщик тратит на его погашение. В рамках... [подробнее...]
|
КУРСЫ ВАЛЮТ
ЦБРФ на
|
|