ВОПРОС : задаёт Артур Дмитриевич ( 4 августа 2008 года )
Иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в Российской Федерации, заключила договор подряда с российской организацией на сборку космического спутника связи на базе технологических компонентов, поставляемых французской стороной. Выполнение всего комплекса работ по производству платформы для спутника и его сборке производится на территории Российской Федерации. В дальнейшем готовый космический спутник будет реализован другой иностранной организации (далее - покупатель), также не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации. Оплата готового спутника и работ по его запуску производится покупателем. Каков порядок налогообложения операций по реализации комплекса работ по производству платформы для спутника и его сборке, а также услуг по доставке спутника на пусковую площадку и техническому содействию по его запуску?
ОТВЕТ : даёт ''КРИБЕЛ-КОНСАЛТ''
Уважаемый Артур Дмитриевич
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, при представлении документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 165 Кодекса.
Таким образом, для правомерного применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком должны быть выполнены следующие условия:
1) работа (услуга) должна быть выполнена (оказана) непосредственно в космическом пространстве;
2) в случае, если работа (услуга) выполнена (оказана) на земле, она должна включаться в комплекс подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленный и неразрывно связанный с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
3) должны быть представлены следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение работ (оказание услуг);
- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы (оказанные услуги) на счет налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 данной статьи;
- акты и иные документы (их копии), подтверждающие выполнение работ (оказание услуг) непосредственно в космическом пространстве, а также выполнение работ (оказание услуг), технологически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.
Учитывая вышеизложенное, работы (услуги) по производству (сборке) космического спутника, выполняемые (оказываемые) российской организацией, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов только при соблюдении указанных выше условий.
В отношении налогообложения операций по реализации недвижимости (спутника), находящегося на территории Российской Федерации, осуществляемых иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах, сообщаем следующее.
Статьей 146 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 147 Кодекса местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, операции по реализации недвижимости, находящейся на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Статьей 161 Кодекса установлено, что при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; под индивидуальными предпринимателями - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Учитывая изложенное, иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, в целях исчисления налога на добавленную стоимость не признаются налоговыми агентами и, соответственно, не имеют обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость с сумм дохода, перечисляемого продавцу.
Одновременно сообщаем следующее.
Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с пунктами 2.4.2 и 2.4.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее - Положение), иностранные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения, в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала (письмо ФНС России от 28.02.2006 N 03-4-03/398).