ВОПРОС : задаёт Максим ( 4 августа 2008 года )
Является ли платежное поручение на уплату авансовых платежей в счет предстоящих таможенных платежей документом, подтверждающим обоснованность принятия налогоплательщиком к вычету сумм НДС, уплаченных им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
ОТВЕТ : даёт ''КРИБЕЛ-КОНСАЛТ''
Уважаемый Максим
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат, в том числе, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров, приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.
При этом согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с положениями статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Согласно положениям Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р (далее - Методические указания), авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление товаров.
Днем исполнения обязанности по уплате таможенных платежей путем зачисления сумм авансовых платежей, внесенных на счет таможенного органа, является день принятия таможенным органом таможенной декларации, получения заявления об их зачете или письменного согласия лица, внесшего авансовые платежи, либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать указанные денежные средства в качестве таможенных платежей.
При этом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при проведении зачета излишне уплаченных и излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов по инициативе плательщика может считаться исполненной с момента принятия заявления о зачете только в том случае, если таможенный орган в установленном порядке рассмотрел заявление о зачете, подтвердил наличие факта излишней уплаты и принял решение о возможности проведения такого зачета.
По требованию лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменном виде не позднее 30 дней со дня получения требования (по форме, приведенной в приложении 1 к Методическим указаниям).
Исходя из смысла положений подпункта 4 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса уплата таможенных пошлин, налогов является условием выпуска товаров, если содержание таможенного режима предусматривает необходимость их уплаты.
Согласно положениям Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356, уполномоченные должностные лица таможенных органов при осуществлении функций таможенного оформления и таможенного контроля осуществляют контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, в рамках которого осуществляют, в том числе, проверку (через специализированное подразделение таможни, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей) фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа.
Вместе с тем при наличии у налогового органа сомнений в полноте уплаты сумм НДС таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговый орган в соответствии со статьей 31 Кодекса вправе вызвать налогоплательщика на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений в связи с налоговой проверкой. Кроме того, при необходимости, налоговый орган может предложить налогоплательщику представить вышеупомянутый отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (письмо ФНС России от 17.01.2006 N 03-2-03/73).